Алтайский край. Появятся ли в барнаульских магазинах эскалопы "от Губарева"?

Фильтры

Регион

Новости

Алтайский край. Появятся ли в барнаульских магазинах эскалопы "от Губарева"?

Редкий фермер в Алтайском крае строит свой сельскохозяйственный бизнес на свиньях.

Результаты труда фермера Николая Губарева из Бельмесева скоро смогут оценить жители краевого центра - в 2008 году продукция его небольшого свиноводческого хозяйства должна появиться в некоторых барнаульских магазинах. В прошлом году он решил перейти из категории частных предпринимателей в категорию сельхозтоваропроизводителей и закупил племенной молодняк в Кемеровской области.

Специалисты назвали поведение Губарева нетипичным. Во-первых, потому что свиноводство среди фермеров - не самый популярный бизнес. Во-вторых, потому что свиней купил за пределами края. В-третьих, потому что опыт приобретает, что называется, в процессе. Ну, а вдруг у него все получится?

Рискнул

- Крупная белая поглупее. А у кемеровской черной, похоже, интеллект присутствует. Она очень любопытная, сама ложится под прививки, меньше давит поросят, - говорит Николай Губарев.

В его хозяйстве сегодня 350 голов, а будет около 800. Незадолго до Нового года часть свиней принесла хрюкающее потомство, к марту должен пройти еще один, более массовый опорос. И это хорошо: крепкий здоровый молодняк дает фермеру надежду, что вложения в новый для него вид бизнеса начнут себя оправдывать.

До этого у Николая Губарева было два основных вида деятельности - торговля продуктами и производство деревянной тары. Сегодня прибыль от торговли и производства вкладывается в свиноводство. Главные текущие расходы крестьянского хозяйства “Золотарь” - это покупка кормов, электроэнергия и зарплата рабочим. Решение заняться свиноводством кому-то может показаться рискованным - у хозяйства нет своей земли, а у его руководителя - опыта работы в АПК. Но раз всю жизнь прожил на селе, то почему бы не попробовать? Бельмесево, хоть и считается частью Центрального района Барнаула, но, по сути, все равно деревня с ее характерными проблемами - кто работы не находит, тот в городе трудоустраивается. Заниматься сельским хозяйством здесь тем более трудно, так как земля в Бельмесеве не столько кормит, сколько застраивается коттеджами или пустует в ожидании состоятельного застройщика. А ведь раньше Бельмесево давало Барнаулу качественные продукты питания. Вот и ферма, которую обустраивает Николай Губарев, раньше была подсобным хозяйством одного из барнаульских предприятий.

И не жалеет

Начав осваивать новый для себя вид бизнеса, предприниматель столкнулся с целым рядом, по его мнению, противоречий и парадоксов. Во-первых, одного желания быть сельхозтоваропроизводителем недостаточно. Чтобы быть им в глазах налоговой службы, необходимо иметь в общем объеме выручки 70% средств, полученных от продажи сельскохозяйственной продукции. И тогда будут тебе налоговые льготы, в том числе полное, а затем частичное освобождение от налога на прибыль. А в хозяйстве “Золотарь” свиньи денег еще не приносят - просто еще не доросли они до этого.

- Прибыль не то что не видим, но и прикинуть ее пока не можем. Думаю, что к весне начнем уже какую-то отдачу получать. После второго опороса часть поросят продадим населению, затем начнем реализовывать мясо, - говорит Николай Губарев.

Во-вторых, настораживают неясные перспективы свиноводства как отрасли в целом. В рамках нацпроекта “Развитие АПК” удалось получить кредит, но это только полдела.

- Ни в городе, ни в крае нет ни одного плана развития сельского хозяйства. В него вкладываешь и не знаешь, а что завтра будет - вдруг китайскую свинину завезут?

Третья проблема – в “Золотаре” не смогли найти в крае подходящее поголовье. Крупных белых и кемеровских черных нужного возраста нашли в СПК “Чистогорский”. Территориально этот производственный комплекс работает в Кемеровской области, но его учредителем с 2002 года является “Алейскзернопродукт”. Вроде как кемеровские свиньи - они и немного алтайские тоже. Однако в получении дотации на закуп племенного поголовья Губареву было отказано, так как свиньи не местные.

И, в-четвертых, оказалась серьезной кадровая проблема. Рабочих для небольшой фермы ближе, чем в Ребрихе, не нашлось. У Губарева работают восемь человек.

Несмотря на эти сложности, Николай Губарев не жалеет о том, что связался со свиньями. Хочет еще попробовать связаться с овцами. По его мнению, спрос на баранину в крае увеличивается, возможно, есть шанс и на этом заработать.


С какими проблемами сталкиваются фермеры, решившие заняться свиноводством?

Владимир Ганзвинд, начальник отдела промышленного садоводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств ГУСХ края:

- Говорить о свиноводстве как о бизнесе среди фермерских хозяйств сегодня не приходится. Фермеров, которые бы занимались свиноводством, единицы. Довольно большое поголовье свиней находится в личных подсобных хозяйствах. Согласно официальным данным, в секторе ЛПХ насчитывается более 500 тысяч голов. Но реальная цифра выше (около 1 миллиона голов), так как официальные статистические данные формируются методом подворового обхода, со слов хозяина. Те же фермеры содержат свиней главным образом на личных подворьях, а не в крестьянско-фермерском хозяйстве - примерно по 30-50 свиней, может, у кого-то их и больше.

Насчет разговоров о том, что в крае сложно приобрести племенное поголовье, это неправда. По данным управления племенного животноводства, по итогам прошлого года племенной молодняк КРС был разобран, а племенные свиньи оказались невостребованными.

Не исключено, что фермеры все же будут заниматься свиноводством, особенно если какое-нибудь крупное КФХ запустит у себя импортную технологию. Насколько мне известно, такие мысли у некоторых есть, но до их реализации дело пока не дошло.

Грубошерстное овцеводство и мясное скотоводство сегодня действительно привлекательно для фермеров. Последние три-четыре года эти направления постепенно развиваются, особенно в фермерских хозяйствах степной зоны. Сдерживают фермеров две причины. Во-первых, для мясного скотоводства нужны большие пастбища, во-вторых, есть сложности с приобретением племенного скота - его не хватает.


Олег Рудишин, доцент кафедры частной зоотехнии зооинженерного факультета Алтайского государственного аграрного университета:

- Приобрести высокопродуктивное поголовье в крае – это проблема, но только в том смысле, если нужны животные-“рекордсмены”, которым нужно меньше корма, у которых очень высокое качество мясной туши и быстрые темпы привеса. Для фермерских хозяйств, в общем-то, такие и не нужны. “Рекордсмены” довольно требовательны к условиям содержания, а для небольшого хозяйства вполне подойдут местные породы, адаптированные к нашим условиям. Кемеровская порода, хоть выведена не на Алтае, но тоже пригодна для КФХ: она неприхотлива и дает неплохой привес.

Частый закуп поголовья небольшими хозяйствами может оказаться рискованным в плане ветеринарной безопасности. С новыми животными можно привезти любое заболевание. Даже небольшие свиноводческие комплексы - это предприятия строгой ветеринарной дисциплины. Если ее соблюдать, то никакого риска для этого вида бизнеса практически нет.

Для небольших фермерских хозяйств, решивших заняться свиноводством, более подходящим был бы вариант откормочного производства: взял поросят, откормил их, сдал, затем взял новых и т. д. При собственном воспроизводстве животных в небольшом хозяйстве очень тяжело соблюдать законченный технологически грамотный и экономически оправданный цикл. Для этого придется иметь в хозяйстве хряков четырех-пяти пород, чтобы раз в поколение менять генотип. Во многих странах от этой технологии вообще отказались.

Отмечу, что в крае сейчас увеличивается число крупных инвестируемых животноводческих предприятий. В частности, строится большой свинокомплекс в Тальменском районе, для которого ландрасов будут завозить из-за рубежа.

Справка «СК»

Алтайский филиал “Россельхозбанка” за все время своего участия в национальном проекте “Развитие АПК” выдал крестьянским (фермерским) хозяйствам 252 кредита на сумму 513,3 млн. рублей. Это примерно одна шестая часть всех выданных в рамках нацпроекта средств. Для сравнения: ЛПХ края получили почти 12 тысяч кредитов на сумму 1,2 млрд. рублей - в два раза больше, чем фермеры.

Алтапресс

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее